Previous Entry Share Next Entry
Что лучше: внушать любовь или страх?
photovo
Macchiavelli




Что лучше для государства: кнут или пряник? Теоретически можно дать на это здравый и даже исчерпывающий ответ.
В то время, когда студенты гуманитарных наук только постигали азы философии и политологии, в коридорах вузов ходили слухи, что книга итальянского мыслителя Никколо Макиавелли "Государь" является настольной в Администрации и у самого Президента.

Совершенно очевидно, что существует значительное сходство между нынешним политическим режимом, нашедшим свое выражение в карательных законах, и учениями Макиавелли. Коль речь заходит о жестокости и милосердии, то позволю познакомить вас с важными главами его книги. Эти строки веками давали государям возможность отходить от добра ради благих государственных целей. Перед нами сухие, точные, лаконичные, богатые мыслями слова:

По этому поводу может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда, они тотчас от тебя отвернуться. И худо придется тому государю, который, доверясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности.


"Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души,
можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время."

Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.

Технология власти мудрого государя не слишком сложна, на современном языке это выглядит как известный метод кнута и пряника: «...людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести»

Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей,


"поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то,
что зависит от него, а не от кого-то другого"

важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных, как о том сказано выше.


На самом деле, если хорошенько поразмыслить, это учение есть корень и решение всех задач. Именно с этой точки зрения и следует судить о Макиавелли. Главное, о чем помышляет власть, уже написано в книге.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in